Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Основные понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Федеральный уровень
Федеральный проект «Учитель будущего»
Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2018 № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»
Минпросвещение России Распоряжение от 25 декабря 2019 г № Р-145
Указ Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах
Указ Президента РФ О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника
Концепция от 16.12.2020
Методические рекомендации по разработке и внедрению целевой модели наставничества
Региональный уровень
Локальный нормативный акт «Положение об отборе педагогических работников, осуществляющих функции наставника, в региональный банк данных электронного ресурса «Наставник Белгородчины», утвержденный приказом ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 06.02.2020 № 93-ОД»
Примерный порядок отбора педагогических работников общеобразовательной организации Белгородской области для осуществления функции наставника, примерное положение о наставничестве в общеобразовательной организации, утвержденные приказом департамента образования Белгородской области от 27.12.2019 № 3983 «Об утверждении примерных локальный нормативных актов по наставничеству»
Приказ министерства образования Белгородской области от 27 января 2022 №269 «Об утверждении положения внедрения системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, плана мероприятий (дорожной карты)»
Приказ министерства образования Белгородской области от 01 февраля 2024 года №220 «Овнесении изменений и дополнений в положение о внедрении системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, утверждённое приказом министерства образования Белгородской области от 27.01.2022 №269»
Приказ министерства образования Белгородской области от 22 февраля 2024 года №566 «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области»
Приказ министерства образования Белгородской области от 15 марта 2022 года №814 «Об утверждении ответственных лиц, содействующих внедрению системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области»
Постановление Губернатора Белгородской области от 27 сентября 2023г №140 «Об утверждении награды Губернатора Белгородской области – звания «Почетный наставник Белгородской области»
Приказ ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 10.11.2022 №1175-ОД «О создании банка дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников»
Приказ ОГАОУ ДПО БелИРО от 11.08.2023 № 642-ОД О проведении фестиваля наставников Учу! Учусь!
Приказ ОГАОУ ДПО БелИРО от 21.04.2023 № 381-ОД Об организации и проведении онлайн-слёта Учитель-учителю
Приказ ОГАОУ ДПО БелИРО от 22.09.2023 № 749-ОД О проведении областного дня мастер-классов Учителя-наставники-молодым учителям
Муниципальный уровень